
При замене амортизаторов в автомобиле, его поведение на дороге может кардинально измениться. Один и тот же автомобиль с разными амортизаторами может приобрести жесткий характер спортивного авто, а может и плавность хода бизнес-класса.
Но, безусловно, амортизаторы — это, прежде всего, безопасность автомобиля, а уж потом комфортные условия для водителя и пассажиров.
Вопреки распространенному мифу среди автовладельцев, амортизаторы не поддерживают кузов автомобиля — эта функция пружин. Амортизаторы сокращают количество и амплитуду колебаний пружин. Представьте, если бы машину оснащали одними пружинами, то после любого скачка на кочке, она бы долго и безустанно раскачивалась. Это привело бы к неконтролируемым колебаниям кузова, постоянно изменяющемуся центру тяжести, и плохим сцеплением колес с дорогой, что совершенно небезопасно.
Работу амортизаторов можно сравнить с работой обычных масляных насосов. Колеблющаяся подвеска приводит в движение шток амортизатора, в то время, как жестко закрепленный на нем поршень сжимает масло, находящееся в одной из частей напорного цилиндра. В результате масло как бы продавливается через крохотные отверстия — жиклеры в полость, находящуюся за поршнем. Так как через жиклеры просачивается очень маленькое количество масла, это приводит поршень к замедлению, за счет чего мы и получаем замедление колебания подвески. Если нагрузка достаточно резкая и носит ударный характер, то пропускной способности жиклеров не хватает, и в это время открываются специальные клапаны, пропускающие основную часть масла. В этом случае, усилие, которое направлено на гашение кузовных колебаний напрямую зависит от того, с какой скоростью перемещается подвеска: чем быстрее ее перемещения — тем большее сопротивление оказывает амортизатор.
Разделяют амортизаторы по 2 параметрам. Основной параметр — состав рабочего вещества (масляные, газо-масляные и газовые). Но по сути, внутри абсолютно любых амортизаторов обязательно присутствует масло.
Второй параметр определяет количество трубок (полостей) в составе амортизатора. Существуют двухтрубные (масляные и газо-масляные) и однотрубные (газовые амортизаторы). Отдельно выделяют спортивные модели, в которых регулируется степень жесткости.