
Давайте поговорим об одном из самых важных элементов автомобиля, благодаря которому, проезжая очередную кочку, наш автомобиль двигается дальше, а не скачет, как чертик на пружинке, вытряхивая все из водителя. Мы поговорим об амортизаторе, о том, какие типы амортизаторов бывают, как они устроены, какие последние технические решения применены в современных амортизаторах.
Вес автомобиля принимают на себя пружины рессоры или торсионы, а амортизаторы занимаются гашением вертикальных колебаний и активно влияют на сцепление с дорогой во время маневрирования, разгона и торможения. При наезде на препятствие колесо подскакивает, и работа амортизатора сводится к предотвращению его дальнейшего колебания. При маневрировании машина наклоняется во внешнюю сторону поворота и высвобождает внутреннюю. А во время торможения — загружает переднюю часть автомобиля и высвобождает заднюю. Когда же машина разгоняется, происходит обратная ситуация по сравнению с торможением. Во всех этих случаях одно или несколько колес теряют сцепление с дорогой, что может привести в некоторых ситуациях к весьма неприятному исходу. В данных ситуациях было бы идеально, если бы машина находилась в горизонтальном положении. Поэтому задача амортизатора — удерживать колесо в постоянном контакте с дорогой, то есть колесо должно как можно мягче и четче обогнуть препятствие и так же четко и быстро вернуться на дорогу, то есть максимально долго обеспечивать сцепление с дорогой.
Простейший амортизатор представляет собой некий герметичный цилиндр с маслом. В этом корпусе перемещается шток, один конец которого оканчивается поршнем с уплотнительным концом и системой клапанов, а другой конец через опорные подшипники «несет» на себе кузов или раму автомобиля. Соответственно корпус цилиндра опирается на колесо.
Существует два режима работы амортизатора — сжатие и отбой. Сжатие происходит, когда автомобиль наезжает на кочку, в это время шток амортизатора с поршнем идет вниз, а масло через клапаны в теле поршня перетекает из нижней части в верхнюю.
Во время отбоя (колесо попадает в яму) операция повторяется, но только наоборот — поршень идет наверх, а масло перетекает обратно в нижнюю часть амортизатора.
Жесткость амортизатора на сжатие и отбой как раз и зависит от того, насколько легко масло будет проходить через клапаны в поршне. А это зависит от его вязкости и диаметра клапанов.